История пассажирского автотранспорта г. Липецка начинается с постановления Президиума Липецкого горсовета от 29 мая 1933 года:
«Учитывая отсутствие какого-либо вида городского пассажирского транспорта, при дальности населенных рабочих пунктов промпредприятий и новостроек, достигающих от 6 до 10 км и отсутствие сообщения курорта с вокзалом, и прямую непосредственную надобность в организации городского транспорта – считать необходимым приобретение… 3-х автобусов».
31 января 1935 года транспортная секция горисполкома отчитывается:
«Организовано автобусное движение «Город – Вокзал», организованы курсы по подготовке и переподготовке шоферов, контрольные посты на ряде предприятий».
До октября 1939 года автотранспортная группа была структурным подразделением Липецкой конторы Воронежского Автогужтреста. В отчете горсовета о работе, которой за 1935-1939 годы указано:
«Автогужтрест» | 1935г | 1938г | 1939г (8 месяцев) |
Всего автобусов | 3 | 8 | 8 |
Перевезено пассажиров | 231000 | 424800 | 307840 |
Число лошадей | 47 | 61 | 64 |
Перевезено грузов(тонн) | 31230 | 48892 | 24238 |
По инициативе Городского совета 21 октября 1939 года в Липецке была создана Липецкая контора автомобильного транспорта (АТК), расположенная на ул. Салтыкова – Щедрина, рядом с Липецким курортом. На конец 1939 года в составе АТК было 19 автомобилей. Они обслуживали 6 регулярных маршрутов:
3 городских: «Город – Вокзал», «Город – Сокол», «Город – Рудник»
3 трактовые: «Борино», «Доброе», «Задонск»
С началом Великой Отечественной войны большинство людей и почти весь подвижной состав мобилизовано в действующую армию. Так, на 2 июня 1944 года в АТК работают всего 4 автобуса и 1 грузовик. Довоенная численность была восстановлена к середине 1947 года.
Переломным в истории предприятия стал 1953 год. АТК укрепляется кадрами специалистов, пополняется подвижным составом. Начато строительство нового гаража на ул. Колхозной (ныне проспект Победы).
С 21 сентября 1955 года образованы в составе АТК две колонны – пассажирская и грузовая. В ноябре этого года грузовая колонна преобразована в самостоятельное предприятие – Грузовую Автоконтору.
С июля 1957 года на стоянку на ул. Колхозная переведен подвижной состав:
137 линейных автомобилей:
автобусы | ЗИЛ – 158 – 7 ед. |
| ЗИС – 155 – 34 ед. |
| ПАЗ – 651 – 21 ед. |
| ГАЗ – 0320 – 4 ед. |
легковые такси | М – 21 «Волга» - 6 ед. |
| М – 20 «Победа» - 42 ед. |
грузовые такси | ГАЗ – 51 – 23 ед. |
Обслуживают 17 маршрутов: 6 городских, 11 трактовых, выполняют таксомоторные перевозки по городу и области.
Ремонтная база остается пока на ул. Салтыкова – Щедрина.
В 1960 году легковой парк Автоконторы в составе 68 единиц подвижного состава преобразован в новое пассажирское предприятие – Литерное автохозяйство легковых автомобилей, размещенное на левом берегу по ул. Металлургов. С 1966 года предприятие стало называться ПАТП – 2.
С 1961 года Автоконтора стала специализированным автобусным предприятием.
В 1966 году Автоконтора стала называться ПАТП – 1. Интенсивно развивается производственная и социальная база. За высокие показатели в труде и интенсивное развитие в 1971 году предприятию присвоено звание «Предприятие высокой культуры». В 1973 году ПАТП – 1 переименовано в Автоколонну № 1415 и предприятию присвоено звание «Образцово-показательная колонна».
Предприятие стремительно растет, строятся новые цеха, складские и административные помещения, спорткомплекс, на 2 га увеличилась территория. Образован филиал Автоколонны № 1415, на территории которого расположились 2 отряда, своя ремонтная база.
В 1978 году начато строительство еще одного автобусного предприятия на левом берегу, так как существующая база Автоколонны № 1415 к этому времени перегружена.
К концу 1980 года Автоколонна № 1415 стала крупнейшим предприятием России – 750 единиц подвижного состава. В это время предприятие обслуживает 23 городских маршрута, 18 пригородных и 20 междугородних, протяженностью 3805 км. Одновременно выполняются заказные перевозки на крупнейших стройках народного хозяйства.
В 1981 году предприятие разделилось на 3 автохозяйства:
Автоколонна № 1415;
ПАТП – 1;
ПАТП – 3.
ПАТП – 1 переехали в крытый гараж на ул. Ферросплавная, д. 17, а ПАТП – 3 расположились по-соседству на базе филиала.
После реорганизации в Автоколонне № 1415 осталось 407 единиц подвижного состава и 46 маршрутов, из них 17 городских, 1 садоводческих, 23 пригородных и 5 междугородних. ПАТП – 1 было передано 169 единиц и 31 маршрут, из них: 9 городских, 3 садоводческих и 19 междугородних.
В 2004 году Автоколонна № 1415 и ПАТП – 1 передали пригородные и междугородные маршруты в ПАТП – 3 (сейчас ОАО «Липецкие автобусные линии») и предприятия стали обслуживать только городские и садоводческие маршрут.
Для лучшей организации городских перевозок и сокращения непроизводительных расходов из-за «холостых пробегов» в октябре 2005 года Автоколонна № 1415 и ПАТП – 1 были объединены в одно предприятие МУП «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие». На момент объединения списочная численность автомобилей была 376 единиц. Предприятие обслуживает 40 маршрутов, из них 24 – городских маршрута и 16 садоводческих.
В августе 2008 года бывшая территория Автоколонны № 1415, расположенная по проспекту Победы, 87а было продана и к концу 2009 года предприятие перебазируется на ул. Ферросплавная, 17.
3 октября 2011 года образовано МУП «Липецкий пассажирский транспорт» путем слияния двух предприятий МУП «ЛПАТП» и МУП «ГЭТ». На момент объединения предприятие количество транспортных средств составило:
автобусов – 219 единиц;
трамвай – 53 единицы;
троллейбус – 101 единица.
Обслуживали 31 городских автобусных маршрута, 18 садоводческих маршрута;
5 трамвайных маршрутов, 7 троллейбусных маршрутов.
В 2017 году запущена программа обновления городского пассажирского транспорта. В этом же году было принято решение о замене троллейбусного движения автобусным. С 15 августа 2017 года было окончательно закрыто движение по троллейбусным маршрутам. На их замену вышли новые автобусы ЛиАЗ-4292. К этому времени автобусный парк составлял 185 единиц, из них 21 единица обновленного подвижного состава; 43 единицы трамвая и 39 единиц троллейбуса.
1 июля 2018 года произошла реорганизация МУП «Липецкпассажиртранс», путем выделения из его состава МУП «Горэлектротранс».
На сегодня МУП «Липецкпассажиртранс» насчитывает 215 единиц транспортных средств, в том числе 81 единица обновленного транспорта, обслуживает 35 городских маршрутов, 17 садоводческих маршрутов, осуществляют заказные перевозки и школьные перевозки.